вторник, 25 февраля 2014 г.

IV Краснодарский фестиваль педагогических инициатив "Новые идеи - новой школе"

          Вчера, 24 февраля в Краснодаре стартовал IV фестиваль педагогических инициатив "Новые идеи - новой школе".
Я давно готовилась к фестивалю и была очень рада выступить сегодня в номинации "Инновационный социальный проект".
          Номинация наша была небольшой (всего 9 выступающих), но очень интересной. В отличие от многих других конкурсов и мероприятий,  фестиваль педагогических идей порадовал возможностью пообщаться не только с коллегами - педагогами, но и с воспитателями детских садов и центров дополнительного образования.
          Состав нашей номинации также был разноплановый: выступали учителя физической культуры, воспитатели детских садов, учителя начальных классов.
А какое количество интереснейших и инновационных социальных проектов было представлено сегодня! Каждый выступающий представлял свои "изюминки" и разработки.
          Я же сегодня представляла проект под названием "Феномен становления социальной роли "ученик" в коллективе младших школьников"
                Предлагаю всем заинтересованным читателям ознакомиться с данным проектом.

ВВЕДЕНИЕ
         Так или иначе, но человек постоянно входит и взаимодействует с какой – либо группой, оказывающей на него влияние. Одной из таких групп можно считать классный коллектив и школу в целом.
           Коллектив и школа – явления социальные. Цель их – это не просто дать детям знания, умения и навыки, но и снабдить информацией об универсальных действиях, необходимых во взрослой жизни. Иными словами, одна из миссий школы  - это формирование и становление личности. А как известно из психологии и педагогики, оба эти процесса невозможны без социализации подрастающего индивида. [3, c.31] Очевидно, что в изменяющихся условиях современного метаморфозного общества проблема социализации младших школьников занимает весьма важное место. Именно поэтому данная проблема сейчас как никогда актуальна и своевременна.   
           Именно поэтому данный социальный проект ставит своей целью формирование навыков поведения, адекватных ведущей социальной роли младших школьников – роли «ученик», гармоничное развитие личности каждого ребенка средствами эстетического образования, формирование системы социальных ролей младшего школьника.

         




Задачи социального проекта:
*       воспитывать и формировать поведенческую модель, удовлетворяющую роли «ученик»;
*         оценивать действия других детей и сравнивать со своими собственными;
*       овладеть навыками общения, быстро адаптироваться, чувствовать себя комфортно в любой обстановке.
*        развивать умение одни и те же действия выполнять в разных обстоятельствах и ситуациях по-разному.
          Для реализации вышеуказанных целей была разработана программа внеурочной деятельности «Я ученик и товарищ».
             Реализация программы предполагает наличие нескольких этапов.
         Первый этап предполагает применение социометрического опросного метода.
Этапы проведения социометрического метода:
1. Подготовительная беседа.
2. Проведение методики «Два домика».
         Предполагается, что «изолированные» учащиеся не овладели теми нормами и правилами, которые выдвинул классный руководитель и коллектив учеников, т. е. являются носителями социальной роли «пренебрегаемые « и «изолированные». [5, 56]
3. Подведение итогов социометрического исследования.
        Кроме того, учителю начальных классов, социальному педагогу и психологу полезно овладеть методом тестирования.
Для исследования нами был составлен тест на выявление овладения требованиями, предъявляемыми к социальной роли «Ученик».
Примерные вопросы теста:
1. Нравится ли тебе ходить в школу?
А) да.    Б) нет.
2. Если бы учительница разрешила завтра не приходить в школу, как бы ты поступил?
А) не пошел бы.            Б) мне нравится школа, я обязательно приду!
3. Как ты думаешь, зачем люди учатся?
А) чтобы получить знания.         Б) потому что все учатся.         В) чтобы устроиться на хорошую работу.
 4. Ты сильно опоздал на урок. Твои действия:
А) не пойду на урок.            Б) зайду в класс и извинюсь перед учителем.          В) зайду и тихо сяду за свою парту.                 Г) зайду и громко объясню учительнице, почему я опоздал.
 5. На контрольной твой друг просит решить за него задачу. Как ты поступишь?
А) конечно я решу за него!     Б) скажу, что он сам должен был выучить предмет.
Программа кружка «Я ученик и товарищ»
Без товарища никакое счастье не радует.
Сенека
Пояснительная записка
      Обладать культурой поведения и воспитанностью - это задача каждого человека. В любой обстановке и ситуации необходимо уметь правильно вести себя. Конечно же, все эти навыки закладываются в ребенке именно с начальной школы. С правилами "школьной жизни" ребят необходимо знакомить на протяжении всей начальной школы. Именно умение регулировать свое поведение и эмоции, управлять учебной и игровой деятельностью частенько "западает" у младших школьников. Таким образом, в  начальной школе  актуальным становится работа по социализации подрастающих школьников.
              Новизна программы заключается в том, что ее содержательные линии опираются на уже имеющийся у учащихся опыт. Кроме того, программа призвана оказывать помощь не только учителям начальной школы, но и другим специалистам.
Основные принципы реализации программы:
принцип единства сознания и деятельности;
принцип наглядности;
принцип личностной ориентации;
принцип системности и целостности;
принцип практической направленности.
Результатом занятий должно быть не простое перечисление того, что хорошо или плохо, какое поведение считается культурным, поскольку не только из этого складывается позиция воспитанного человека.
        Цель программы: работа по формированию качеств, необходимых для успешного освоения роли «Ученик», гармоничное развитие личности ребенка .
        Программные задачи :
*       воспитывать и формировать поведенческую модель, удовлетворяющую роли «ученик»;
*        адекватно оценивать свои действия, иметь активную социальную позицию;
*        развивать коммуникабельность и умение общаться  в разных ситуациях;
*       овладеть навыками продуктивного общения и умением   адаптироваться к различным жизненным и конфликтным ситуациям.
Учащиеся должны знать:
 - самоценность  дружбы, товарищества, взаимопомощи;
 - какие навыки удовлетворяют адекватному поведению в рамках социальной роли «ученик»;
  - простейшие правила этикета и школьной жизни;
  -  правила поведения в различных речевых ситуациях;
  - способы разрешения конфликтных ситуаций.
Учащиеся должны уметь:
-  выполнять правила поведения в общественных местах;
- применять теоретические знания при общении и в практической деятельности;
 - заботиться о здоровом образе жизни;
 - применять навыки, присущие социальной роли «ученик» на практике.





Литература:
1) Иванов А.В. «Социальная педагогика» Издательство: Дашков и К, Москва, 2011, 424 с.

2) Ковалева А.И., Богданова В.В., Издательство «Московский гуманитарный университет» Москва, 2012,  184 с.

3) Коробейников И.А. «Нарушения развития и социальная адаптация» Издательство: «Пер Сэ», Москва, 192 с.

4)Маллаев Д.М., Омарова П.О., Магомедова А.Н. «Роль семьи в социализацииличности детей с ограниченными возможностями.- М.: СМУС «Академия», 2008.-176с.

5)  Марцинковская Т.Д. «Детская практическая психология»: учебник. – Москва, 2000, 129 с.

4 комментария:

  1. Спасибо,очень интересный материал выступления. А внеурочная деятельность, как нельзя актуальна в наше время.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Анна Борисовна! Рада, что материал получился актуальным. Очень беспокоилась по этому поводу.

      Удалить
  2. Добрый вечер, Мария Вячеславовна! Спасибо, что поделились своим материалом.Очень актуальный вопрос задет в вашем выступлении. А родители как -то участвуют?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Нина Александровна! Спасибо за отклик. Вот пишу ответ на Ваш комментарий и думаю, как же помогает иногда взгляд коллег! Теперь задумалась над тем, чтобы расширить программу или предусмотреть уроки - "родительские гостиные". Так что Вы мне подали идею)

      Удалить

Самые интересные статьи и сообщения ищите здесь!


http://2.bp.blogspot.com/-rs9F86OWxjA/UdxpHfAhqII/AAAAAAAABh4/M5dVw8yInTg/s200/1.jpghttp://4.bp.blogspot.com/-XE7crpnowyY/UX9rXVZDIkI/AAAAAAAABTM/-yZjgOvUGPE/s400/29042013342.jpghttp://3.bp.blogspot.com/-0r5Bdi1jgtM/UWZcY7rYuAI/AAAAAAAABH4/97efsUqFCkk/s320/%D0%A1%D0%BB%D0%B0%D0%B9%D0%B41.JPGhttp://3.bp.blogspot.com/-ypFLhBcPQvA/UTO5ouIrb_I/AAAAAAAAA5g/GKWI9q44s-s/s400/antonim_sinonim.jpghttp://2.bp.blogspot.com/-QjKx6Y3-2Xk/UHUnOr-lWLI/AAAAAAAAAGc/C3lf-TNCggM/s400/DSC06333.JPG http://4.bp.blogspot.com/-77nXuo6i76M/U1DZix8MWsI/AAAAAAAADLA/iSMHuagnWBE/s1600/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F+Microsoft+PowerPoint.jpghttp://4.bp.blogspot.com/-Bxu3MX2fC68/Uh-Zxv5uaKI/AAAAAAAABpk/_YlrmkivZ_Y/s200/DSC06597.JPGhttp://4.bp.blogspot.com/-DQrKQKbOeeA/UhCnjd1wY2I/AAAAAAAABlA/wXZeNdz9aBw/s200/67284108.pnghttp://2.bp.blogspot.com/-GlgKkVUTePw/UgepaiBaEeI/AAAAAAAABk0/Z5dQ4wkQEXM/s200/8.jpghttp://3.bp.blogspot.com/--7xBoqwNDww/UfULKmqsLvI/AAAAAAAABjY/6rQ4pYJmR14/s200/71026-283x424-Resources_for_Homeschooling.JPGhttp://3.bp.blogspot.com/-1gR3B9RnjNc/UcBSwVyzGtI/AAAAAAAABg8/AIM-AGmeANo/s200/1335058696_teacher.jpghttp://4.bp.blogspot.com/-LOjh3avW0ro/UNCdfSnszkI/AAAAAAAAAj0/vlJCOWcgYbg/s320/FGOS.jpghttp://1.bp.blogspot.com/-2xhREmLz5dM/Un0oHoEJNrI/AAAAAAAACMw/R-Mw1eomZUo/s200/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F+Microsoft+PowerPoint.jpghttp://4.bp.blogspot.com/-fKpq41OYqSA/UqASY0ysxaI/AAAAAAAAChM/757VKb85H4s/s200/500x_fathersonshutter.jpg http://1.bp.blogspot.com/-NfG44nJE6ig/U04mGpVOhII/AAAAAAAADIo/TXxQWf_V77U/s1600/WP_20140415_004.jpg http://2.bp.blogspot.com/8CoGdhjLa8I/UyHYK0yWe6I/AAAAAAAAC6I/USdc7HroJuE/s1600/pizap.com13947267291261.jpg http://2.bp.blogspot.com/-Pn8nVV2uuoY/UwzNOegun8I/AAAAAAAACsc/HdJUQHWJ320/s1600/%D0%A1%D0%BB%D0%B0%D0%B9%D0%B41. http://4.bp.blogspot.com/-pbvS-LcT6zM/Uwry4sa5lzI/AAAAAAAACsI/UJsrTIPQwfM/s1600/WP_20140221_058.jpg