воскресенье, 18 августа 2013 г.

Педагогические технологии: выпуск 2


Современное общество определяет новый подход в обучении. Переход на новые федеральные стандарты в образовании ориентирует, прежде всего, на развитие личности каждого ребёнка, поддержку индивидуальности каждого учащегося. Таким образом, и педагогическая деятельность учителя терпит некоторые изменения: для реализации всестороннего развития личности детей педагог должен владеть  личностно-ориентированными, развивающими образовательными технологиями, учитывающими различный уровень готовности к обучению в школе, неодинаковый социальный опыт, отличия в психофизическом развитии детей.
           Одной из технологий, способных реализовать личностно-ориентированную, развивающую модель обучения является технология педагогических мастерских.

            Идея мастерских пришла к нам из Франции.  "Atelie" — так французские педагоги из обществен­ной организации "Новое образование" называют мастерские письма. Параллельно используется слово "демарш" ("la demarche"). Но для русского слуха ни то, ни другое не годится! Поэтому у нас используется прямой перевод слова "atelie " — мас­терская.
       Педагогическая мастерская – особая педагогическая технология, основанная на гуманистических представлениях о ценности каждой человеческой личности, о ценностно-смысловом равенстве учителя и ученика. Технологию педагогических мастерских называют диалоговой, рефлексивной – она связана с гуманистическим характером целей, взаимоотношений, деятельности участников мастерской.
Цель технологии "педагогической мастерской" :
- развитие самостоятельности и креативности;
- воспитание уверенности в своих силах;
- обучение умению ставить проблему;
- обучение навыкам сотрудничества.
Рассмотрим алгоритм реализации данной технологии.
1) Первый этап — это индукция. Он мотивирует дальнейшую деятельность. Желательно, чтобы дети с  помощью наводящих вопросов учителя и системы индукторов (картинка, реальный предмет, звук, отрывок музыкального произведения, видеофрагмент) сами сформулировали тему урока.
2) Второй этап - самоконструкция. Связан с индивидуальным выполнением задания по теме урока ( рисование, решение задачи, выполнение упражнения, ответы на вопросы и т. д.)
3) Третий этап —  социоконструкция. Предполагает осуществление той же самой работы, только в группе (4 - 5 человек). 
4) Четвёртый этап - социализация. Четвёртый  этап - это "социализация", то есть предъявление созданного продукта всем участникам (чтение текстов, выставка рисунков и т.п.). В это время каждый про себя сравнивает, соотносит свои результаты с чужими и — осваивает все возможные открытия. Иногда на четвёртом этапе нужна промежуточ­ная рефлексия. Он очень важен, если, например,  пора заканчивать урок, а мастерская ещё не завершена. 
5) Пятый этап - афиширование. На этом этапе происходит выставка всех работ, сделанных за урок. (обсуждение упражнений, демонстрация рисунков). Крайне важно обработать всю поступившую информацию, обсудить сделанные работы.
6) Шестой этап - разрыв. На данном этапе происходит внутреннее осознание ребятами своей компетентности или некомпетентности. Это достигается за счет того, что учащиеся знакомятся с работами друг друга, видят реакцию других ребят на свою работу. На этом этапе происходит само и взаимо оценивание, возникает внутренний конфликт и желание дальнейшего самостоятельного изучения темы.
7) Седьмой этап - рефлексия. Учитель  должен организовать обсуждение так, чтобы каждый ребёнок рассказал о своих эмоциях и получил поддерживающую обратную связь. Хорошо, если удаётся провести рефлексию уст­но — высказываются все. Но часто нет времени — можно сделать это письменно за 5-8 минут. Тогда результаты можно зачитать  потом или вывесить их для всеобщего обозрения.
           Работа по технологии мастерских становится возможной и эффективной в том случае, если педагог разделяет следующие принципы:
- педагог должен быть убеждён, что все дети могут строить свои знания самостоятельно, а также в сотрудничестве и совместном поиске;
- педагог должен быть равен своему ученику в процессе познания. Только в этом случае создаётся атмосфера открытости и доброжелательности;
- благодаря обращению к сфере эмоций учитель может и должен поддерживать положительную мотивацию в течение урока;
- учитель не должен торопиться отвечать на вопросы. Информация подаётся небольшими порциями в тех случаях, когда у детей есть потребность в новом знании;
- исключается традиционное оценивание, т. е. выставление оценок. Лишь на последних этапах урока происходит само и взаимо оценка. 
          Технология педагогических мастерских  относится к группе личностно - ориентированных технологий (более подробно смотрите  Педагогические технологии: выпуск 1).Зачастую, в практике школы (особенно начальной) используется редко. так как требует от педагога перестройки всей деятельности. Противопоказанием к использованию является, прежде всего, авторитарность педагога.

 При подготовке статьи использовался материал сайта социальная сеть работников образования nsportal.ru

2 комментария:

  1. Спасибо большое, Мария Вячеславовна за пост! Про эту технологию слышала, но не обращала на нее внимания. Этим летом была в Питере, на международном педагогическом форуме. Там не только познакомилась поближе теоретически с этой технологией , но и была участником многих мастерских. Очень понравилось!Для себя решила, обязательно в этом учебном году опробую эту технологию в своей практике, очень хочется взять именно не отдельные моменты, а все этапы! Посмотрим, что получится.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нина Александровна, уверена, что получится! Когда я в первый раз пыталась построить урок по этой технологии, то не всё удалось... Зато во второй раз я чувствовала, что урок не только мне понравился, но и детям! Главное - не бояться сломать обычный ход урока и предоставить больше инициативы детям.

      Удалить

Самые интересные статьи и сообщения ищите здесь!


http://2.bp.blogspot.com/-rs9F86OWxjA/UdxpHfAhqII/AAAAAAAABh4/M5dVw8yInTg/s200/1.jpghttp://4.bp.blogspot.com/-XE7crpnowyY/UX9rXVZDIkI/AAAAAAAABTM/-yZjgOvUGPE/s400/29042013342.jpghttp://3.bp.blogspot.com/-0r5Bdi1jgtM/UWZcY7rYuAI/AAAAAAAABH4/97efsUqFCkk/s320/%D0%A1%D0%BB%D0%B0%D0%B9%D0%B41.JPGhttp://3.bp.blogspot.com/-ypFLhBcPQvA/UTO5ouIrb_I/AAAAAAAAA5g/GKWI9q44s-s/s400/antonim_sinonim.jpghttp://2.bp.blogspot.com/-QjKx6Y3-2Xk/UHUnOr-lWLI/AAAAAAAAAGc/C3lf-TNCggM/s400/DSC06333.JPG http://4.bp.blogspot.com/-77nXuo6i76M/U1DZix8MWsI/AAAAAAAADLA/iSMHuagnWBE/s1600/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F+Microsoft+PowerPoint.jpghttp://4.bp.blogspot.com/-Bxu3MX2fC68/Uh-Zxv5uaKI/AAAAAAAABpk/_YlrmkivZ_Y/s200/DSC06597.JPGhttp://4.bp.blogspot.com/-DQrKQKbOeeA/UhCnjd1wY2I/AAAAAAAABlA/wXZeNdz9aBw/s200/67284108.pnghttp://2.bp.blogspot.com/-GlgKkVUTePw/UgepaiBaEeI/AAAAAAAABk0/Z5dQ4wkQEXM/s200/8.jpghttp://3.bp.blogspot.com/--7xBoqwNDww/UfULKmqsLvI/AAAAAAAABjY/6rQ4pYJmR14/s200/71026-283x424-Resources_for_Homeschooling.JPGhttp://3.bp.blogspot.com/-1gR3B9RnjNc/UcBSwVyzGtI/AAAAAAAABg8/AIM-AGmeANo/s200/1335058696_teacher.jpghttp://4.bp.blogspot.com/-LOjh3avW0ro/UNCdfSnszkI/AAAAAAAAAj0/vlJCOWcgYbg/s320/FGOS.jpghttp://1.bp.blogspot.com/-2xhREmLz5dM/Un0oHoEJNrI/AAAAAAAACMw/R-Mw1eomZUo/s200/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F+Microsoft+PowerPoint.jpghttp://4.bp.blogspot.com/-fKpq41OYqSA/UqASY0ysxaI/AAAAAAAAChM/757VKb85H4s/s200/500x_fathersonshutter.jpg http://1.bp.blogspot.com/-NfG44nJE6ig/U04mGpVOhII/AAAAAAAADIo/TXxQWf_V77U/s1600/WP_20140415_004.jpg http://2.bp.blogspot.com/8CoGdhjLa8I/UyHYK0yWe6I/AAAAAAAAC6I/USdc7HroJuE/s1600/pizap.com13947267291261.jpg http://2.bp.blogspot.com/-Pn8nVV2uuoY/UwzNOegun8I/AAAAAAAACsc/HdJUQHWJ320/s1600/%D0%A1%D0%BB%D0%B0%D0%B9%D0%B41. http://4.bp.blogspot.com/-pbvS-LcT6zM/Uwry4sa5lzI/AAAAAAAACsI/UJsrTIPQwfM/s1600/WP_20140221_058.jpg