Новое содержание образования диктует применение новых образовательных технологий, в основе которых лежит коллективное взаимодействие.
Такое взаимодействие может обеспечить технология взаимного диктанта. Данная технология в значительной степени повторяет известную методику М. Г. Булановской, но может также и отличаться от неё.
- развитие интереса к предметам, на которых используется технология;
- формирование умения сотрудничать;
- высвобождение времени учителя за счёт отказа от рутинной работы по проверке тетрадей.
Такое взаимодействие может обеспечить технология взаимного диктанта. Данная технология в значительной степени повторяет известную методику М. Г. Булановской, но может также и отличаться от неё.
Цели технологии:
- формирование умения грамотно писать на разных уроках;- развитие интереса к предметам, на которых используется технология;
- формирование умения сотрудничать;
- высвобождение времени учителя за счёт отказа от рутинной работы по проверке тетрадей.
Алгоритм технологии:
1) Подготовительный этап.
На данном этапе учитель подбирает тексты диктанта (сложность и объём определяются возрастом детей, но рекомендуемый объём для начальной школы - 4 - 12 строк). Текст должен быть интересным для учеников. В начале внедрения технологии текст готовит педагог, а затем это могут делать и дети.
2) Работа на уроке.
а) Детям раздаются тексты диктанта (2 варианта, равных по сложности). Каждый ребёнок читает свой текст про себя.
б) Дети разбиваются на пары так, чтобы в каждой паре было 2 разных диктанта. В каждой паре первый ученик сначала читает другому свой текст полностью, а затем диктует по предложениям, как это делал бы учитель. Второй ребёнок в это время записывает (подглядывать нельзя!).
в) Затем происходит обмен ролями в парах.
г) Далее дети меняются работами и проверяют диктанты друг друга без опоры на печатный текст диктанта (проверку удобно выполнять зеленой или черной ручкой).
д) После этого та же работа проводится с опорой на печатный текст диктанта, но уже красной ручкой.
е) Если совершены ошибки, тот, кто их сделал, под контролем партнёра проводит разбор в своей тетради.
ж) Ученики ещё раз обмениваются тетрадями, просматривают диктанты и работу над ошибками.
Технология относится к предметно - ориентированным технологиям, то есть нацелена на передачу и усвоение дисциплинарных знаний и предполагает работу по принципу подражания и имитации. Однако, технология роднится с личностно - ориентированными технологиями наличием развивающих целей и небольшой ролью учителя на уроке. Сложности в реализации технологии взаимного диктанта заключаются в неготовности педагога отказаться от привычных функций и недоверия к детям. В остальном же, технология не имеет "противопоказаний".
При подготовке статьи использовался материал сайта "Учительская газета"
Здравствуйте, Мария Вячеславовна! Хороший вид работы при обобщении и на итоговых уроках при изучении различных орфограмм. Обязательно попробую в 4 классе, спасибо!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Анна Анатольевна! Мне тоже эта технология очень нравится, но пока побаиваюсь, беру лишь отдельные элементы. Думаю, в 3 и 4 классе пользоваться ею уже можно, так что тоже буду пробовать!
УдалитьСогласна, думаю в 1-2 классе на такой вид работы будет уходить много времени. Можно пробовать не с текстом, а со словами, затем предложениями... Тогда к 4 классу ребята привыкнут:))
Удалить